Пт, 19.04.2024, 13:52
  • Статистика

Главная » Информация » История » 2010

Кавказ 2010
    Состав нашей экспедиции немного удивлял (а может, да же много)- шесть человек из них четыре девушки…

Сборы прошли как всегда молниеносно в последние дни перед выездом, с нервами и бессонными ночами, тем не менее, 13 сентября мы усталые, но все же довольные отъезжали от Иркутского вокзала махая провожающим нас родным Арабиканцам!!!!!.... Мой рассказ не будет иметь временной последовательности, опишу лишь самые интересны события и наши результаты и свои впечатления.

Я, как девушка, едущая на Кавказ уже не первый год, смотрела на наш состав в предвкушении тяжелой заброски на гору и такой же работы в пещере. Но заброска оказалась довольно быстрой - всего полтора дня (так как в этом году у нас на удивление было немного вещей, хотя мы Иркуты в последние годы отличались от братьев Краснояров своим безумным количеством барахла:)). И я, по-моему, одна среди всех тащилась еле-еле. Анька и Ксюха – наши журналистки, все время пытались уйти куда-нибудь подальше от тропы. Нагрузятся потяжелее и бегут туда, не зная куда, хорошо, что всегда успевали их окрикнуть.

Поскольку состав был не боевой, задачи ставили соответственно своим силам.

Планировалось:
    Выход в п.Ганди с подземкой на три дня, с целью Завершения начатой топосъемки 2007-2008г.г.
    Первопроходческие работы в п.Тройка (открытой красноярским совместно с иркутскими спелеологами в 2008г.)
    Работа на поверхности – поиск и открытие новых пещер!!!!

В начале жизни на горе в нашей шестерке настроения колыхались не совсем позитивные и все потому, что все хотели ходить в пещеру, но в связи с отсутствием определенных навыков и умений, кого-то приходилось обламывать (кого-то из девчонок). Пока Леха с Димоном пытались расширить и пройти узости в ветке находящейся под К-40 за меандром «Баба-Яга» (п.Тройка), девчонки кидали жребий кто из них будет оставаться в лагере, а кто пойдет в пещеру. На шестой-седьмой день появилась работа для всех, и остатки дней мы жили в позитивной доброй атмосфере:).

Первой на нашем прицеле была пещера Тройка. Очень интересная и своеобразная. У нее есть две системы. Старая, пройденная Красноярами в 2008г. до -250м. (примерно). Эта система, на самом деле, является более новой и состоит из череды колодцев, промытых водой. Заканчивается она завалом и узостью, по которой уходит вода. Уткнувшись в завал, Красноярские и Иркутские ребята стали закачиваться в окна, которых по всей пещере много, но продолжения или другого пути мимо завала не было найдено. На входе в пещеру ощущается сильная тяга, которая теряется при подходе к старому дну. В 2009 году наши ребята на уровне -100м нашли новую систему, которую мы назвали в честь 20летия К.С. Арабика. Эта система представляет более древнюю часть пещеры, она богата натеками, в ней есть и залы и меандры и глина. Самое главное, что мы шли по тяге. Дуло на протяжении всего нашего пути. При топосъемке быстро замерзали руки и ноги. В итоге мы опустились на -313м. Выпали в большой меандр, который обрезает восходящий завал, из завала идет тяга. Система интересная и не совсем простая в прохождении, так как на пути много узких выходов в колодцы, которые забирают силы и время. Для работы в завале требовался подземный лагерь, но это уже был конец экспедиции. Работу в завале мы оставили на 2011г., на этот же год мы запланировали ветку в нашей системе, которую не успели пройти в 2009г. Ветка «УЗКИХ МЕАНДРОВ» - этот вывод мы уже сделали в этом году:)

Началось все с того, что в прошлом году в последний день работ Николай Раков пролез в этой ветке узость, за которой оказался колодец около 9 метров глубиной, поэтому мы целенаправленно пошли туда работать с перфоратором, для расширения узости. Но на пятый день абхазский бензин убил наш генератор, и возможность подзаряжать аккумуляторы испарилась, так, что работали по старинке кувалдами и навеску организовывали с помощью спитов.

В этой ветке (ветке узких меандров) первые два узких меандра проходились легко, третий меандр с узость был самым коварным. Назвали меандр «УЖ»ом (узкая жопа, прошу прошения за такие выражения, но это было действительно так). Сам меандр высотой 3-4 метра., шириной 20 см. На уровне 2.5м имеется расширение до 30-35см и длина его 9.5м!!!!! Ползти можно только на боку и только без снаряги, иначе она везде цепляется и в итоге блокирует тебя, вызывая панику!!!! В конце узости, прямо в ней необходимо одеть снарягу, что бы спуститься в колодец, думаю за этим процессом интересно наблюдать со стороны:) Каждый из нас кто побывал в «УЖ»е имел счастье испытать чувство паники, спасало присутствие собрата рядом! Генератор сломался именно при работе в этой узости, может он призывал нас остановиться???

Мы с Лехой даже имели неосторожность попробовать пролезть эту узость с набитым трансом. На середине пути он капитально застрял. В общем, мы как всегда легких путей не ищем, лучше понесем через узость перфоратор, чем возьмем молоток и спит :). В результате, пришлось разбирать транспортник прямо в узости…
    Наконец-то все препятствия преодолели и навеска готова. Спускаемся на дно колодца, а там еще один колодец. Быстро забиваем следующий анкер, спускаемся 12м вниз, пытаемся уже бежать, а на нашем пути очередной узкий меандр, да еще с разворотом на 180градусов. Я, как самая мелкая, пролажу насколько могу и вижу за поворотом, как вы думаете что? Как всегда колодец, уже не знаю толи радоваться, толи плакать, и рабочий день плавно подошел к концу. Опять наверх, тащим перф обратно через узость, решено идти сюда завтра с топосъемкой и пробойным набором (спит и молоток).

На следующий день довольно быстро с Ирой сделали топосъемку и спустились к узкому меандру с поворотом на 180гр. Ира, впрочем, как Аня и Ксюша новенькая в нашем клубе, но имеющая небольшой опыт. Из «УЖа» она вылезла с большими круглыми глазами и со словами: «Такого в моей жизни еще никогда не было!!!!», на ее лице читались мысли о пути назад… Я взяла пробойный набор, протиснулась в узость и выпала в небольшой объем, где можно было свободно перемещаться на корточках в радиусе 1м. и где была возможность организовать навеску в неизвестный колодец. Объем это хорошо, но глина и вода мне не очень понравились, так как через минуту вся моя снаряга, комбез и перчатки были грязнущие и мокрые. Ира в это время вооружилась кувалдой и пыталась расширить проход под себя. Спустя какое-то время, навеска была готова, спускаюсь около 15 метров и попадаю в зал, где стоит большая лужа, звенит капель, а на потолке расположились многочисленные трубы. Оглядываюсь, и вижу… следующий узкий меандр весь в глине, пролажу по максимуму, а за меандром вновь виднеется объем, пора домой… Не спеша преодолели все узости в обратном направлении и когда дошли до колодцев Ира уже обессилила, видимо «УЖ» забрал все ее силы. Не спеша вышли наверх, даже успели застать солнце… Ночь пролетела быстро, и вот мы уже с Лехой ползем по Ужу…добрались к последнему меандру, около двух часов махали кувалдами, и вот я уже на половину высунулась в небольшой зал, посередине которого лежит камень, радости нет предела… но вот я замечаю, что в двух метрах от меня свисает конец веревки (выпали в ветку 2008года)… все равно радуюсь, больше не придется лезть в эти узости, за исключением одного топосъемочного выхода!!!! На этот раз мы с Лехой то же были измотаны, и вылизали не спеша.

Пока последние дни я с кем-нибудь ковырялась в тройке, остальные ребята работали в перспективных входах за утюгом в районе карового поля. Сосредоточились на пещерке помеченной маркой К-17, вход у нее напоминал норку и был заросший папоротниками. Спустились в два колодца, преодолев пару узостей, и выпали в еще один колодец с завалом и тягой. Даже в сухую погоду в пещере стоит капель, и вода сочится по стенкам. Решено было копать завал, чем мы и занимались последние четыре дня. В поверхностном лагере уже никто не оставался. В самом завале работало две девчонки (которые постоянно менялись), один из парней находился на верху колодца, далее шел небольшой наклонный ход, где располагалась еще одна (или две) женская особь и еще выше находился парень, полиспаст для вытягивания мешков и куча, которая росла с каждым поднятием мешка. Завал копался хорошо, пока внизу набирались трансы, верхние участки развлекали и согревали себя песнями и танцами. Димас исполнил нам весь репертуар сектора газа и не одну дюжину матершиных песен и песен из мультиков. Ксюха с Ирой успели изучать вальс польку и что-то еще. На выходе из этого колодца с раскапыванием завала дуло все сильнее и холоднее, так что согревались, чем могли (я имею виду песни, танцы и различного рода подергивания). Завал выкопали на три метра вглубь, но ход нам пока не открылся. Работы в данной пещере планируем продолжать и дальше. В последний день жизни на горе лил ливень, парни отправились в пещеру с папоротниками делать восхождение и топосъмку. Пока мы в лагере держали ангару чтобы ее не сложило ветром и дождем. Леха с Димкой мокли в новой пещере, делая топосъемку. У них в пещере шел дождь и дул ветер (или ветрище), поэтому восхождение отменилось … Дождь за 10 минут наполнил наши пустые ванны водой, и это перед самым уходом.

Погода все наши 17 дней стояла хорошая, за исключением последнего. Но белые необъятные пушистые облака каждый день и вечер радовали глаз. Они все время ползали в ущелье и пытались добраться до нас. Первым, что мы видели каждый день, вылезая из пещеры, это светящиеся белоснежные облака и темнеющее небо с еще тусклыми звездами…

Впервые за наши Иркутские экспедиции на Арабику была найдена археология!!!! Во время поисковых работ копались в небольшой воронке с тягой, и нашли черепки (кусочки глиняной посуды с рисунком в виде елочки) с костями. Черепки передали абхазским археологам через комитет экологии и туризма.
    Происшествия с алкоголем: Не секрет, что все спелеологи берут с собой спирт, кто-то много, кто-то чуточку. Но я не об этом… Наши девушки с алкоголем видимо не дружат. В первое же утро на горе они сварили молочную рисовую кашу на спирте, и долго не могли понять, почему у нее такой странный привкус, пока не проснулся Димка и не открыл девчонкам истину. Водитель, который нас завозил на гору, угостил нас домашним вином. Девчонки на второй день приняли бутылку с ним за бутылку с чаем, которую долили чаем до краев!!! В результате не чая, не вкусного домашнего вина smile

Ну, вот и закончилась наша жизнь на горе. Мы спустились к ручью (место, где начинается зона леса и бежит небольшой ручеек, который в этом году кто-то разрушил), провели, как полагается последнюю ночь у костра, объелись черники (которая растет на кустах метрового роста). Приехал наш водитель Гена, угостил домашней чачей, после чего полдороги мы пели песни. Затем было море… жара… встреча с красноярцами (которые только приехали)… граница… поезд… и Иркутск.

[c]Хочется сказать большое спасибо всем Арабиканцам и отдельно Александру Осинцеву!!!
    Пусть наших людей и открытий на Кавказе будет больше!!!!

Участники Экспедиции:
    Трегубов Алексей - рук.
    Черепанов Дмитрий - зав.снар.
    Ромашова Евгения - зав.топа
    Морозова Ирина
    Павлова Анна
    Рютина Ксения - зав.хоз.

Категория: 2010 | Добавил: romash-ka6200 (19.10.2010) | Автор: Ромашова Евгения E
    Просмотров: 1552 | Комментарии: 1 | Теги: спелеологи, пещеры, иркутск, Арабика 2010, тройка | Рейтинг: 5.0/2
    1 Nikolay_Rakov
    ну че скажу - круто cool